Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Гибадуллин Рафаиль Вагитович Гибадуллин Рафаиль Вагитович

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан

Выступление на Совете по предпринимательству при правительстве РБ 24.05.2012г.

24.05.2012

Уважаемые коллеги!

Учитывая важность поднимаемых сегодня вопросов и с учетом моего недавнего, хотелось бы шире, чем в повестке, осветить цели и задачи, стоящие перед Омбудсменом по правам предпринимателей.

Прежде всего, необходимо отметить, что принятие Закона «Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Республике Башкортостан» и создание института Уполномоченного является своевременным, актуальным и полностью соответствует установкам Руководства страны; является важнейшим шагом по укреплению демократических институтов в обществе и служит целям обеспечения защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса, их признания и соблюдения органами власти; формирования правоприменительной практики, повышения грамотности бизнес-сообщества. И надо отметить, что, по инициативе Президента Республики Башкортостан Хамитова Р. З., в Республике Институт Уполномоченного по правам предпринимателей создан одним из первых в стране.

Необходимость создания данной структуры вызвана еще и тем, что, несмотря на усилия, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, являющегося фундаментальным и способствующим общественно-политической стабильности, созданию среднего класса, существует много открытых вопросов, включая одну из серьезных проблем – нарушение прав предпринимателей.

Практика деятельности субъектов предпринимательства свидетельствует о том, что его развитию мешают многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, исполнение на низком уровне государственных функций и оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения этих субъектов, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Поэтому создание наилучшего инвестиционного климата, эффективного корпоративного и антимонопольного законодательства, снятие административных барьеров и бюрократических проволочек являются основными задачами в сфере поддержки предпринимательства.

При этом институт Омбудсмена должен стать мощнейшим импульсом в поиске правовых инструментов и методов решения этих вопросов.

Деятельность Уполномоченного по правам предпринимателей, являющегося полномочным представителем Президента Республики Башкортостан, строится в полном соответствии с Законом, который обеспечивает его независимость и не подотчетность.

В целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности Президентом страны В.В. Путиным дано указание – создать до декабря 2012 года институт Уполномоченного по правам предпринимателей. Также его Указами определены и конкретные действия по поддержке предпринимательства (вот только некоторые из них):

1. Реализация первых 4 из 12 дорожных карт по совершенствованию делового климата, сокращению сроков прохождения процедур и их стоимости субъектами малого и среднего бизнеса в следующих сферах государственного регулирования: строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и администрирования деятельности.

Не секрет, что, например, строительство многоэтажного дома занимает около одного года, в то время как оформление разрешительных документов может затягиваться до трех лет. Затяжные административные процедуры оборачиваются удорожанием строительства.

2. Внедрение системы оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по достижению стратегических и операционных целей на основе ключевых показателей улучшения инвестиционного климата.

Кроме того, на правительственном уровне планируется ввести механизм дисквалификации чиновников за нарушение стандартов оказания услуг, предусматривающий отстранение от должности чиновника, вплоть до права занимать определенную должность в течение нескольких лет.

3. Упрощение бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4. Снижение ответственности предпринимателей при устранении ими в определенный срок неточностей либо ошибок, допущенных в представленной бухгалтерской отчетности.

5. Обеспечить участие малых и средних компаний в федеральной контрактной системе.

6. Внедрение многофункциональных электронных центров в том числе – согласно 210 ФЗ – получения госуслуг через Интернет и многое другое.

Реализация обозначенных в Указах действий (мероприятий) позволит существенно продвинуться в вопросах устранения административных барьеров, снижения бюрократических проволочек и, как следствие, коррумпированности чиновников.

Одной из мер, направленных на устранение административных барьеров, и это отмечено в Указах Президента Путина, должно стать подписание Соглашений о взаимодействии с правоохранительными органами и, в первую очередь, с Прокуратурой Республики, включение Уполномоченного по правам предпринимателей в состав коллегий соответствующих министерств и ведомств, Общественные Советы Федеральных структур, что позволит Уполномоченному реализовать права по совершенствованию законодательства и восполнению имеющихся пробелов, вносить изменения в Республиканские и муниципальные нормативные акты.

В целом роль Уполномоченного по правам предпринимателей должна быть по большому счету системообразующей и не сводиться только к выяснению отношений между сторонами бизнес-процесса. Президентом Республики поставлена задача определения базовых системных проблем в вопросах развития малого и среднего бизнеса, и, используя определенные Законом права, способствовать их устранению.

Основными задачами Уполномоченного по правам предпринимателей являются:

1. содействие обеспечению гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

2. содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

3. совершенствование механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов предпринимателей;

4. внесение предложений по совершенствованию законодательства о предпринимательской деятельности;

5. пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

6. участие в региональном и международном сотрудничестве в области обеспечения прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реализация указанных задач должна проводиться в тесном взаимодействии с общественными органами предпринимателей, в соответствии с Законом предусмотрено создание Общественного экспертного совета, назначение общественных помощников.

Планируем плотно контактировать со СМИ, создавать обстановку гласности, информировать общественность о проводимой работе и принимаемых мерах. Так, только

за последний период вышло 4 статьи в Республиканской прессе и 2 видеосюжета с информацией о целях и задачах омбудсмена по правам предпринимателей.

Будет налажено электронное взаимодействие с предпринимателями, создан интернет-портал, что позволит максимально оперативно реагировать на нарушение прав и притеснения представителей малого и среднего бизнеса, получать обратную информацию, организовывать онлайн-конференции с должностными лицами, раскрывать опыт работы в тех или иных регионах.

Большая задача в свете решения поднимаемых вопросов стоит перед общественными организациями предпринимателей. С одной стороны очевидно желание власти объединить и активизировать предпринимательское сообщество, с другой – отсутствует система или «площадка» для их объединения. В результате, несмотря на тенденцию по демократизации общества, общественные организации предпринимательства, к сожалению, разрознены и не оказывают существенного влияния на формируемую стратегию развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в реализации финансовой поддержки. Необходимо сделать все, чтобы и общественные организации предпринимателей были полностью включены в процесс реализации принятых программ, их голоса были услышаны.

Одной из серьезных задач в плане устранения административных барьеров и бюрократических проволочек является поддержка предпринимательства на районном, муниципальном уровне. Ведь именно здесь функционирует и развивается основное количество малых и средних предприятий и необходимо конкретно разобраться – почему в одних районах власть повернулась лицом к бизнесу, своевременно и компетентно решает возникающие вопросы, а в других нет. Нередко, муниципальные власти готовы оказать поддержку, но в силу недостаточной квалификации не знают как, не могут привлечь инвестиции, мотивировать малый бизнес. Существующие муниципальные программы зачастую без глубокой проработки носят формальный характер. Поэтому вопрос готовности местных органов власти к созданию условий для поддержки и развития бизнеса на местах стоит очень остро.

Эти проблемы отмечал в своем выступлении на Съезде муниципальных образований Президент Республики Р.З. Хамитов.

Уважаемые коллеги.

Снижение и устранение административных барьеров – это не разовая компания, а планомерная методичная работа, так как мы понимаем, что они появились не сегодня – это была попытка государства остановить процесс растаскивания страны, используя несовершенство законов, остановить, в первую очередь, криминальный бизнес. Была определена равноудаленность бизнеса и государства, приняты ограничительные меры.

В настоящее время бизнес структурировался, встал на ноги, общество осознало потенциал и роль предпринимательства. Административные барьеры стали мешать и тормозить экономическое развитие страны, естественно, необходимо принимать меры по устранению этих проблем, тем более, что многие из них на слуху. Считаю,что их необходимо систематизировать, для этого провести анализ состояния нормативных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и привлечь к этому общественные организации предпринимателей, определить то, что отжило и мешает по различным направлениям. Например:

- финансовой (вопросы кредитования, господдержки);

- налоговой (пеня, штрафы, проверки);

- имущественные отношения (вопросы аренды, выкупа);

- регистрация предприятий;

- бухгалтерская отчетность;

- подключение к коммунальным сетям;

- проверки надзорными органами;

- лицензирование, сертификация, декларирование;

- доступ к госзаказам и т. д.

После чего можно определять, что конкретно можно сделать на региональном уровне, а где выходить на федеральный, решать, используя такие лоббистские организации как «Опора», «Деловая Россия», привлекая депутатов Госдумы.

Считаю, что ведомства, общественные организации должны дать свой анализ и предложения, на основе которых выработать рекомендации по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей основные бизнес-процессы, снятию существующих административных барьеров.

Прошу внести это в протокол и определить сроки.

Спасибо.

По проекту: Это задача ответственных ведомств – писать планы и отчитываться, а задача представителя Президента Республики Башкортостан – контролировать эту работу.


Количество показов: 1618
Дата создания: 09.07.2012 18:54:24
Дата изменения: 12.10.2012 17:08:09

Возврат к списку