Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Гибадуллин Рафаиль Вагитович Гибадуллин Рафаиль Вагитович

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан

"Республика Башкортостан": "Сами мы не местные..."

  • 14 июня 2013

    Ведущие СМИ

    По словам председателя госкомитета по торговле и защите прав потребителей Рустама Камалетдинова, ситуация сложилась очень непростая, и над республиканскими производителями нависла угроза потери продовольственного рынка.

    — Универсальных решений в конкуренции с федеральными и трансконтинентальными компаниями нет. Если мы не объединим усилия сегодня — завтра будет поздно, — считает депутат Госсобрания, учредитель одной из торговых сетей Ильдар Гарифуллин.
    По его словам, многие иногородние компании входят на наш рынок, используя демпинг.

    — Люди пока не привыкли ставить качество во главу угла, определяющим фактором остается цена. Да и там, где можно сыграть на ней, мы зачастую опаздываем. Взять хотя бы фермеров. Многие из них не знают, куда сдать продукцию. Впрочем, и мы не всегда умеем красиво подать продукт, — говорит И. Гарифуллин.

    С последним трудно не согласиться. Скажем, в фойе администрации Нефтекамска, где проходило совещание, устроили щедрую дегустацию продукции местных предприятий. В том числе превосходного — заверяю! — кваса. Вот только расфасован напиток в невзрачные полиэтиленовые пакеты, которые, скорее, заставят воздержаться от покупки.

    На вопрос из зала, почему наши сети не играют на поле сетей-конкурентов, например в Краснодаре, вотчине «Магнита», Ильдар Гарифуллин ответил: сейчас важнее отстоять свой рынок. И выполнить эту задачу невозможно без звена, связывающего производителя и прилавок. Впрочем, профессионалы указывают еще на одну проблему — отсутствие логистики.

    — Оптовую торговлю многие считают пятым колесом в телеге,— говорит директор одной из крупнейших торговых фирм северо-запада республики Фируза Насырова, — утверждают, что готовы работать напрямую. Но нереально, чтобы магазин получал продукты непосредственно из Москвы или с Украины. К тому же свой процент мы получаем с поставщика за транспортировку, хранение и размещение. Заметьте: в торговую сеть она поступает по стартовой цене. А вот каким будет ценник — зависит уже от самой сети. Входит в наши задачи и продвижение продукции — путем реализации части ее по спецценам, устройства дегустаций.

    Еще одна проблема — захлестнувший республику дешевый казахстанский алкоголь.
    — Наш враг — контрафакт. Сегодня он льется в Башкирию из соседних регионов потоком. Речь не о грузовых пикапчиках — «паленую» водку везут многотонными фурами и продают по минимальным ценам. Могу заверить: мы вплотную подошли к хаосу начала 90-х годов на рынке алкоголя. Избежать его можно только в союзе с торговлей, которая должна исключить продажу суррогатов, — заявил заместитель гендиректора «Башспирта» Радик Хафизов.

    Неожиданно острым выдалось обсуждение работы Госкомитета по размещению госзаказа. Мало того, что продовольственные товары на проводимых им аукционах составляют лишь 12 процентов, при этом встает вопрос качества:

    — Мы сами не понимаем, чем кормим школьников и больных в медучреждениях,— заявил директор мясокомбината Роберт Яляев. — На аукционах заправляют перекупщики. Вот на последнем я сошел с дистанции, когда килограмм «докторской» колбасы опустился до 160 рублей — у меня себестоимость выше. А в итоге выиграл поставщик, предложивший «докторскую» по 110 рублей за кило! Ну не бывает настоящей колбасы по такой цене.

    Еще более парадоксальная ситуация сложилась в Дюртюлях. Местные школы и больницы хотели бы напрямую получать продукцию местного молкомбината, но им заявляют: «Извините, тендер выиграл Иван Иваныч с маслом по 80 рублей, будьте добры его и покупать». Откуда же берется масло «Крестьянское» по цене дешевле маргарина?

    — Я скажу откуда, — продолжил Роберт Яляев. — На коробки с самым дешевым маргарином клеят другие этикетки и везут их в школы и больницы.

    Начальник отдела Госкомитета Евгения Алферова была вынуждена признать: проверка качества в систему пока не вошла. Но поправилась — это в ближайших планах. Однако даже проверки мало что дадут. Хотя нарушителя контракта, конечно, можно призвать к ответственности. Вплоть до лишения права участия в аукционах на два года. Но никто не помешает ему переименовать контору из «Пупкин» в «Пупкин плюс» и завтра снова прийти на аукцион с тем же маслом. И вряд ли что изменится, пока решающее слово на аукционах не будет принадлежать производителю. Особенно владеющему знаком «Продукт Башкортостана», которым маркируется только лучшая продукция. Этим правом обладают уже 55 предприятий, носят марку около тысячи их товаров. Мало?

    — А мы и не намерены раздавать знак направо и налево, — подчеркнул Рустам Камалетдинов. — Надо, чтобы отмеченную знаком качества продукцию покупатели искали на прилавках. Я хорошо изучил ситуацию в Дании и Финляндии: там, чтобы получить подобную маркировку, производитель должен буквально пройти семь кругов ада, представить действительно отборный товар. Но он знает, ради чего все это — датчанин или финн купит прежде всего его продукт. Так должно быть и у нас.

    По мнению экспертов, прессинг торговых сетей извне будет только нарастать. К примеру, тот же «Магнит» собирается открыть 15 тысяч супермаркетов по всей России, нескольких тысяч гипермаркетов, 18 межрегиональных крупных баз. Остальные тоже не сидят сложа руки. Республиканским переработчикам и торговле в этих условиях остается только сообща развивать и создавать свои сети, строить свои супермаркеты и базы.

    Валерий БЕЛОВ,
    начальник отдела развития продовольственных рынков Минсельхоза республики:


    — Проблема с входом местных производителей в федеральные торговые сети существует уже давно. Но я бы не сказал, что она настолько остро стоит. Есть масса примеров, когда качественные, в современной упаковке продукты находят свое место на прилавках без проблем. И пользуются высоким спросом.

    В условиях рыночных отношений, растущей конкуренции местным производителям, переработчикам надо работать над продвижением собственной продукции, делать все, чтобы потребители узнавали ее, искали на полках магазинов. А региональной торговле — развивать собственные сети. Государство не может ограничивать конкуренцию в интересах какой-либо группы, это необходимо понять. И работать над тем, чтобы успешно противостоять в конкурентной среде.

    http://www.resbash.ru/stat/2/4425








Возврат к списку