Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Гибадуллин Рафаиль Вагитович Гибадуллин Рафаиль Вагитович

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан

Вопросы размещения НТО на земельных участках

  • 20 июля 2018

    Новости

    При регулировании сферы НТО применяются положения Земельного кодекса РФ. Согласно положениям гражданского и земельного законодательства торговые павильоны не являются объектами недвижимости, и государственная регистрация права собственности на эти строения нарушает права собственника земельного участка, на котором расположены торговые объекты.
      
    В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствует.

    Кроме того, в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков под торговые павильоны, где указано, что на государственных и муниципальных земельных участках нестационарные объекты размещаются без оформления под них земельных участков и установления сервитутов. Единственное условие для размещения таких объектов – включение их в схему размещения, утвержденную органом муниципального образования.

    Согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее - № 381-ФЗ).

    Таким образом, основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является непосредственно схема размещения таких объектов. Правила включения НТО распложенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО утверждены постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772.
    В этой связи вопросы, связанные с размещением НТО на землях и земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся к предмету регулирования Федерального закона №  381-ФЗ.

    Вместе с тем, недостаточность правового регулирования нестационарной торговли на федеральном уровне позволяет субъектам Федерации принимать нормативные акты, устанавливающие свои условия и порядок размещения построек, являющихся движимыми вещами.

    При этом на федеральном уровне не установлено единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.
    Кроме того, субъектами РФ и муниципальными образованиями не учитываются особенности осуществления развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств.

    Учитывая изложенную проблему в целях единого правового регулирования торговой деятельности в сфере НТО, в настоящее время Минпроторгом РФ разработан законопроект регулирующий вопросы предоставления прав на размещение и аренду НТО.

    Законопроект предусматривает право однократного продления договора аренды на новый срок. Кроме того установлен максимальный срок аренды до 7 лет.

    Законопроект запрещает предпринимателям сдавать неиспользуемые помещения в аренду другим предпринимателям и позволяет органам МСУ дополнительно устанавливать основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения НТО и мобильных торговых объектов.

    Вместе с тем есть в законопроекте и положительные нововведения. В частности закреплен принцип "меняется место - сохраняется бизнес", позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного или мобильного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. При отсутствии соответствующего компенсационного места законопроектом предусматривается предоставление компенсации реального ущерба в соответствии с гражданским законодательством за лишение права размещения нестационарного или мобильного торгового объекта.








Возврат к списку