Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Гибадуллин Рафаиль Вагитович Гибадуллин Рафаиль Вагитович

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан

  

Общественная приёмная Уполномоченного при Призеденте РФ по защите прав предпринимателей в Республике БашкортостанФонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан

Общественные помощники Уполномоченного Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Башкортостан

Проблемы в сфере государственных и муниципальных закупок

  • 9 марта 2017

    Новости

    Роль государственных и муниципальных закупок для малого и среднего бизнеса также велика. Госзаказы способствуют преодолению последствий финансово-экономического кризиса, оказывают поддержку реальному сектору экономики, отечественным товаропроизводителям, в том числе малому и среднему бизнесу и другим категориям хозяйствующих субъектов.

    Предоставление преференций для субъектов малого предпринимательства является широко распространенным в мировой практике способом стимулирования малого бизнеса. Потенциальные выгоды от поддержки субъектов малого предпринимательства очевидны: обеспечение занятости, развитие конкуренции на рынках и повышение налоговых поступлений в бюджеты, что особенно актуально в кризисные периоды.

    Правительство РФ активно занимается повышением доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам. Например, в августе 2016 года было подписано постановление о повышении порога доступа субъектов МСП к закупкам госкомпаний с 10 до 15% с января 2018 года. Постановление призвано устранить неэффективные траты, а расходы в сфере госзакупок сделать более прозрачными и обоснованными.

    Практика Уполномоченного позволяет определить основные барьеры для входа субъектов малого и среднего бизнеса на рынок государственного и муниципального заказа.

    Зачастую заказчик выдвигает неправомерные требования к закупаемым товарам и услугам. Допускаются нарушения в документации при описании объекта закупки, чтобы отсеять «ненужных» участников. Известен случай, когда при составлении аукционной документации контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог заказчик установил отдельные требования к компонентам асфальто-бетонной смеси: к щебню, песку, битуму.

    В целях создания преференций для крупных подрядчиков производится укрупнение лотов, в результате отсекается малый и средний бизнес, который не может осилить большие объемы работ: в объекте закупки объединяются товары (работы, услуги), различные по своему функциональному назначению и не имеющие технологической связи, либо в объект закупки включается большое количество однородного товара (работ, услуг) или его широкой номенклатуры. А ведь заказчик должен понимать, что разделение крупного лота на меньшие приведет к увеличению количества потенциальных участников закупок, что напрямую будет способствовать развитию конкуренции, в том числе сделает доступным участие в аукционах малых производителей.

    Растёт число закупок у единственного поставщика, а заказчики всё чаще обходят конкурентные процедуры, закупая продукцию через ГУПы и МУПы, которые подпадают под более лояльный 223-ФЗ, чем 44-ФЗ. Единственные поставщики захватывают «власть» на конкурентных рынках, в частности, на рынках топлива и лёгкой промышленности.

    Существуют сферы деятельности, куда представители МСБ в принципе попасть не могут, например, высокотехнологичные отрасти – РАО ЕЭС, Роснефть, Транснефть и т.д.

    Кроме того, часто обязателен обеспечительный взнос. Если заключен контракт на 1,5 млн. руб., то поставщику необходимо перечислить заказчику примерно 30% от стоимости контракта – 500 тыс. руб. и «забыть» об этих деньгах до момента исполнения контракта.

    Ну и самым типичным нарушением со стороны заказчиков является задержка оплаты, мотивированная уменьшением лимитов бюджетных обязательств.

    Решить сложившиеся в этой сфере проблемы помогут поправки в законодательство и положения компаний о закупках, предусматривающих возможность применения моделей централизации закупок по аналогии с 44-ФЗ. Необходимо сбалансировать систему ответственности за неисполнение обязательств для поставщика, заказчика и контролера и законодательно установить равновесные санкции. Предусмотреть при проведении закупок крупного объема возможность проведения определения поставщика на субподрядные работы (торги «второго уровня»). Стоит повысить порог доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам до 30%, вместо существующих 15%.

    Тэги: неоплата контрактаистории успехапроблемы в сфере госзаказа

    Пресс-служба Аппарата по обеспечению деятельности
    Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ, 280-85-41




    Дата создания: 09.03.2017 16:38:58

    Дата изменения: 09.03.2017 16:38:58

Возврат к списку