Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Гибадуллин Рафаиль Вагитович Гибадуллин Рафаиль Вагитович

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан

 



Общественная приёмная Уполномоченного при Призеденте РФ по защите прав предпринимателей в Республике БашкортостанФонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан

Общественные помощники Уполномоченного Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Башкортостан

Легализация самозанятых граждан. Как решить проблему?

  • 18 ноября 2016

    Новости

    (По материалам В.А.Вишневского, Председателя БРАЮК, члена Общественного экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в РБ)

    Президент РФ В.В. Путин предложил на два-три года освободить самозанятых граждан от уплаты налогов и обязательных взносов.

    «Сейчас все согласны с тем, что никакого платежа в ближайшие два-три года не будет», – подчеркнул Путин. – Нужно только довести это до конца. Все согласны уже. Это будет сделано в ближайшее время, надеюсь».

    Между тем, эта инициатива уже 7 лет обсуждается в предпринимательском сообществе, и в последний раз предлагалась к внедрению Борисом Титовым и «Деловой Россией» в августе 2015 года.

    Автор допускает следующее возможное законодательное регулирование предпринимательской деятельности самозанятых граждан.

    По мнению В.Вишневского, самозанятое население – это граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя деятельностью и отвечают за уплату налоговых и страховых взносов: индивидуальные предприниматели, занятые личным подсобным хозяйством, члены кооперативов, занятые ИТД, нотариусы и адвокаты, а также иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся ИП.

    Путин, вероятно, под «самозанятыми» подразумевает работающих не по найму, не зарегистрированные в качестве ИП, не являющихся безработными и не использующих труд наемных работников. Таковых сегодня, по данным официальных источников, около 16 миллионов человек.

    Предполагается, что в список видов деятельности для самозанятых должны попасть технологически простые, нелицензируемые виды деятельности, связанные, в том числе, с предоставлением услуг гражданам:

    · Таксисты;

    · Парикмахеры;

    · Бухгалтеры на аутсорсинге;

    · Заготовители ягод, грибов;

    · Частные врачи, массажисты;

    · Владельцы гостиниц для домашних питомцев (кошки, собаки и т.д.);

    · Мастера, выполняющие различные, технически несложные ремонтные работы;

    · Репетиторы;

    · Специалисты по уборке помещений и домашнему хозяйству;

    · Лица, оказывающие мелкие бытовые услуги;

    · Фотографы;

    · Переводчики;

    · Няни и гувернантки;

    · Дизайнеры;

    · Грузоперевозчики и грузчики;

    · Лица, осуществляющие рыболовство и рыбоводство;

    · Лица, осуществляющие производство и реализацию продуктов питания (хлебопеки, кондитеры, кулинары, повара и т.д.);

    · Лица, осуществляющие розничную торговлю на временных ярмарках, выставках-продажах;

    · Иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность самостоятельно, без наемных работников.

    Идея легализации столь значительного количества самозанятых представляется полезной для формирования в стране цивилизованного среднего класса, снижения криминогенных и коррупционных притеснений в отношении людей, трудящихся неофициально.

    Организационно-правовая реализация такой легализации самозанятых потребует внесения ряда изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального (и, возможно, регионального) уровня. Положения о самозанятых могут быть внесены в ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» и (или) выделены в отдельный, новый федеральный закон, в чем-то аналогичный ФЗ № 112 «О личном подсобном хозяйстве». Обязательно потребуется внесение соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые другие нормативные правовые акты.

    Один из самых важных вопросов в ходе реализации рассматриваемой инициативы – это вопрос о том, сколько неофициально-самозанятых решат выбраться из тени. Понятно, что однажды засветившись в различных госреестрах и учетах, придется работать, соблюдая нормы законов, которые в период начальной «заманухи» привлекательны и ласковы, но с течением времени явно будут ужесточаться в отношении роста налогов и сборов, установления дополнительных условий для осуществления предпринимательства, контроля, ответственности и прочих «плохих ништяков».

    Обратившись к методике «кнута и пряника», автор предпринял попытку сформулировать возможные общеприменимые меры по привлечению людей к самозанятой деятельности «в белую».

    Пряники

    - освобождение от уплаты всех налогов и обязательных взносов на два-три года;

    - полное отсутствие любого вида отчетности по самозанятой деятельности;

    - государственная регистрация самозанятого и снятие его с регистрационного учета в срок, не более 5 рабочих дней;

    - распространение (по истечении упомянутых двух-трех лет) на самозанятых системы налогообложения, аналогичной патентной системе с постоянным, необременительным ежемесячным платежом (не превышающем, в моем понимании, 1500 руб./мес.), включающим в себя оплату всех обязательных платежей (пенсионное, медицинское, социальное страхование);

    - возможность приобрести патент на срок от одного полного месяца и автоматическое снятие самозанятого с учета при неоплате патента на дальнейшие периоды;

    - возможность одновременного осуществления одним гражданином в качестве самозанятого от 3 до 5 видов деятельности;

    - максимально широкий и очень подробный перечень видов деятельности, которые могут осуществлять самозанятые граждане;

    - ответственность за нарушения при осуществлении самозанятой деятельности – в размерах, определенных законодательством, для физических лиц;

    - большее доверие к официально зарегистрированному самозанятому специалисту, легально работающему под своей вывеской – со стороны потребителей его продукции (работ, услуг);

    - возможность для самозанятого официально оформлять на себя банковские и иные кредиты и займы.

    Кроме уже перечисленных «пряников», увеличить количество регистрируемых самозанятых, по моему мнению, может предоставление им таких льгот, как:

    - снижение ставки налога на имущество физических лиц, используемое ими в самозанятом предпринимательстве (ст. 380 НК РФ позволяет субъектам РФ дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов имущества);

    - распространение на самозанятых специальных государственных и муниципальных программ, предоставляющих бесплатные услуги в области обучения и консультирования по вопросам создания и эффективного развития бизнеса, повышения качества и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, кадрового обеспечения деятельности, успешного сбыта продукции, предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в бизнесе и т.д.;

    - другие, понятные и легко реализуемые на всех уровнях преференции.

    Кнуты

    Если гражданин занимается предпринимательством без госрегистрации:

    - административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1 КоАП РФ) – наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб. за каждое выявленное нарушение («сколько раз поймают – столько раз заплатишь!»);

    - уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (ст. 171 УК РФ):

    а) если это деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (более 2 млн. 250 тыс. руб.) – штраф до 300 тыс. руб., или в размере зарплаты или иного дохода за период до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев;

    б) если это деяние совершено организованной группой, либо сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере (более 9 млн.руб.) – штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб., или в размере зарплаты или иного дохода за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 тыс. руб. и т.д.

    - быстро развивающееся у государства стремление к всеобъемлющему и тщательному контролю со стороны налоговиков и полиции в отношении предпринимателей – для выявления лиц, осуществляющих незаконное предпринимательство (новые компьютерные технологии, все более совершенные базы данных, расширение возможностей для получения информации из различных источников и т.д.).

    Кнуты-2

    Еще одна партия «кнутов» может быть со стороны субъектов, действующих вне правового поля и использующих незаконность теневой предпринимательской деятельности в качестве слабой позиции нелегала, мол, «как его не обирай, все равно не будет жаловаться, раз сам закон нарушает и под статьей ходит!»:

    - поборы со стороны криминалитета;

    - вымогательство взяток недобросовестными правоохранителями и чиновниками;

    - незаконная, подчас чрезвычайно жестокая, конкуренция со стороны таких же нелегалов, осуществляющих аналогичную деятельность.

    Каждый еще не зарегистрировавшийся предприниматель, после выхода нормативных правовых актов о самозанятости, должен будет сравнить совокупность «пряников» и «кнутов» для своего конкретного бизнеса и понять, в каком статусе у него будет больше доходов и меньше рисков. И только после этого принимать решение о форме своей дальнейшей предпринимательской деятельности. А государство, если оно действительно хочет легализовать в качестве самозанятых от 16 до 25 миллионов своих «робких» граждан, должно, как минимум, предоставить им все упомянутые льготы и преференции, а то и заметно их расширить. 








Возврат к списку