Перейти к полной версии сайта | Карта сайта

28.11.2014
Новости

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ поступают многочисленные обращения, связанные с практической реализацией органами исполнительной власти и местного самоуправления Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в части порядка и правил размещения нестационарных торговых объектов. 

На сегодняшний день, закон не дает четких понятий, определяющих порядок включения (исключения) из схемы размещения нестационарных торговых объектов. А где есть место для произвольного толкования норм, там есть и место для злоупотребления правом. Данная проблема присуща и другим регионам РФ. 

Мониторинг обращений показывает, что зачастую в муниципалитетах не определены площадки размещения нестационарных торговых объектов, не продуманы организация их работы и осуществление контроля. Нередко органы местного самоуправления при утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов не учитывают интересы предпринимателей и сельхозпроизводителей, создавая нездоровую конкуренцию с сетевыми компаниями. Зачастую решения о проведении аукционов или отказе в продлении договоров аренды принимаются муниципалитетом без возмещения средств, ранее вложенных предпринимателями в ремонт нестационарных торговых объектов, обустройство прилегающей территории. 

Например, предприниматели г. Стерлитамак обратились к бизнес-омбудсмену с просьбой оказать содействие в оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки под размещение нестационарных торговых объектах на остановках общественного транспорта и внутри кварталов жилых домов. 

Предприниматели указывают, что сроки ранее заключенных договоров аренды на земельные участки истекли в декабре 2012 года, однако до настоящего времени договоры не продлены, обращения в КУС и муниципалитет города оставлены без ответа или даны ответы об отказе в продлении, арендную плату с указанного времени они не оплачивают. В настоящее время в Арбитражном суде РБ рассматривается ряд исков муниципалитета о сносе объектов, без предоставления взамен иного земельного участка. 

Учитывая актуальность и системность данной проблемы, 22 сентября 2014 г. прошло заседание Общественного экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в РБ совместно с представителями Прокуратуры РБ, Администраций ГО г. Уфа, г. Стерлитамак и предпринимательского сообщества, на котором были обсуждены указанные вопросы. 

На экспертной площадке были озвучены различные точки зрения по решению проблем в данной отрасли, но большинство присутствующих сошлись во мнении, что на сегодняшний день процедура получения разрешительной документации на использование нестационарного торгового объекта отличается крайней непрозрачностью и во многом зависит от усмотрения чиновников. В результате права предпринимателей достаточно часто необоснованно нарушаются вплоть до полного прекращения бизнеса, основой которого является нестационарный торговый объект, это при том, что благополучие малого и среднего бизнеса является необходимым условием успешного экономического развития нашей республики и страны. 

Безусловно, складывающаяся ситуация в сфере нестационарной торговой деятельности требует принципиально нового подхода к решению проблемы, в т.ч. разработки единой стратегий развития нестационарной торговой сети, с учетом мнения предпринимательского сообщества, которые позволят решить как проблему размещения нестационарных торговых объектов, так и вопросы, связанные с законностью работы ряда киосков и павильонов. 

По итогам обсуждения данной проблемы на ОЭС были приняты следующие рекомендации (выписка из решения): 

1. Поддержать работу муниципальных образований РБ по облагораживанию внешнего облика города с установкой одинаковых остановочных комплексов нового типа как с торговыми объектами, так и без торговых объектов. 

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Башкортостан: 

2.1. в случае необходимости изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях сохранения бизнеса предпринимателям, надлежащим образом исполняющим обязанности по договорам аренды земельного участка, при отсутствии нарушения законодательства по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий, предлагать в установленном порядке иные близлежащие земельные участки для размещения объектов нестационарной торговли; 

2.2. разработать перечень типовых проектов нестационарных торговых объектов и утвердить в дальнейшем альбом типовых проектов; 

2.3. вопросы, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов, рассматривать коллегиально, с привлечением предпринимательского сообщества, с выработкой взаимоприемлемых решений. 

В настоящее время органы государственной власти и муниципалитеты Республики приступили к реализации мероприятий,  рекомендованных ОЭС. 

В частности, Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей проинформировал бизнес-омбудсмена, что ведомством регулярно осуществляется межотраслевая координация и функциональное регулирование в сфере развития и поддержки внутренней торговли. В целях обеспечения единообразия нестационарных торговых объектов, ведомством рекомендовано главам муниципальных образований Республики разработать перечни типовых архитектурных решений и требований к внешнему виду, а также требований к конструктивным решениям, безопасности и функциональности объектов. Кроме того, Госкомитетом РБ по торговле поддержана инициатива Уполномоченного по предоставлению альтернативных площадок предпринимателям в случае, если их первоначальные участки изъяты для государственных и муниципальных нужд. Также сообщается, что проблемы, касающиеся предпринимательства в сфере торговли, общественного питания и услуг, находятся на постоянном контроле, по всем возникающим вопросам Госкомитет готов оказать бизнес-омбудсмену максимальное содействие. 

Администрация ГО г. Уфа в своем ответе сообщила, что рекомендации Общественного экспертного совета при Уполномоченном по деятельности нестационарных торговых объектов приняты к сведению, в настоящее время ведётся работа по их практической реализации. 

Во исполнения резолюции ОЭС постановлением Администрации городского округа г. Стерлитамак от 10.10.2014 г.,сформирована рабочая группа по вопросам размещения нестационарных объектов на территории городского округа. 29 октября 2014 г. состоялось первое заседание рабочей группы, где рассматривались вопросы, с учетом рекомендаций, отраженных в Резолюции. 

Администрация МР Стерлитамакский район РБ сообщила, что 23 октября 2014 г. Координационной комиссией в сфере развития предпринимательства рассмотрено решение Общественного экспертного совета, по ее итогам отделу Архитектуры муниципалитета рекомендовано руководствоваться решением ОЭС по всем вопросам, касающимся деятельности нестационарных торговых объектов. 

Администрация МР Мишкинский района РБ проинформировала о принятых мерах по реализации резолюции, в частности, постановлением главы Администрации от 22.10.2014 г. № 1060 внесены соответствующие изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории района, в котором отражены рекомендации ОЭС. В рамках реализации муниципальной Программы развития торговой отрасли осуществляется строительство торговых объектов в с. Мишкино и в д. Ирсаево. Также сообщается, что все рекомендации ОЭС приняты к сведению и доведены для исполнения председателю комиссии по земельному контролю муниципалитета. 

Администрация МР Чишминский район РБ сообщила, что на территории муниципального района размещены 13 нестационарных объектов: из которых 11 размещены в р.п. Чишмы и 2 объекта - на территории района. В случае необходимости изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для размещения НТО, в целях сохранения бизнеса, предпринимателям будут предложены (альтернативные) близлежащие земельные участки. На сегодняшний день подобных случаев не зарегистрировано. Все вопросы, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов, будут рассматриваться на комиссии с привлечением предпринимательского сообщества. 

В целях исполнения рекомендаций ОЭС Администрация МР Уфимский район РБ активно проводит работу по облагораживанию в части установки одинаковых типов остановочных павильонов и данный вопрос находится на рассмотрении, с целью дальнейшего планирования названного вида работ на 2015-2017 гг. 

Администрация городского округа г. Сибай РБ проинформировала, что активно проводится работа в данном направлении, в частности, на муниципальном уровне приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и схему размещения нестационарных торговых объектах, принято Положение о городской комиссии по размещению НТО, утвержден ее состав. Также сообщается, что земельные участки, предоставленные для размещения нестационарных торговых объектов, для государственных и муниципальных нужд не изымались. 

Администрация МР Белебеевский район РБ проинформировала о принятых мерах по реализации Резолюции ОЭС, в настоящее время в муниципалитете разрабатываются эскизы типовых нестационарных объектов (киосков, лотков, павильонов), соответствующих современным эстетическим требованиям городского дизайна, а также Положение о порядке рассмотрения вопросов, по размещению данных объектов в населенных пунктах муниципального района. Все вопросы, связанные с предоставлением торговых мест, рассматриваются комиссией по размещению нестационарных торговых объектов, в состав которой входят представители Некоммерческого Партнерства «Союз предпринимателей г. Белебея и Белебеевского района». 

Активная работа по исполнению рекомендаций ОЭС также проводится администрациями муниципальных образований Буздякского, Благоварского, Дюртюлинского, Туймазинского, Караидельского, Нуримановского, Федеровского районов Республики. 

Обобщая поступающую информацию, можно сделать однозначный вывод, что муниципальные образования Республики практически повсеместно приступили к исполнению рекомендаций ОЭС. 

Примечание. Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступающим в силу с 01.03.2015г., вносятся существенные изменения в Земельный кодекс РФ, которые среди прочего меняют порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Новый закон малому и среднему бизнесу дает послабление при аренде земли. В частности, для размещения нестационарных торговых объектов достаточно будет получить специальное разрешение у муниципалитета, при этом обеспечивать кадастровый учет земли и заключать договор аренды теперь не потребуется.

Пресс-служба Аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ




Возврат к списку

Перейти к полной версии сайта | Карта сайта

© 2021 Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан, официальный сайт