Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Гибадуллин Рафаиль Вагитович Гибадуллин Рафаиль Вагитович

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан

"Независимая уральская газета": "Поправки в Уголовный кодекс облегчат жизнь малому бизнесу"

  • 30 апреля 2013

    СМИ о нас

    В ноябре 2012 года Президентом России был подписан федеральный закон о дифференциации мошенничества на отдельные составы преступления. Согласно этому документу уголовные дела о мошенничестве в сфере бизнеса можно было возбуждать только по заявлению потерпевшего. Все виды афер, присвоение или растрата, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием относились к делам частно-публичного обвинения (возбуждаются только по заявлению потерпевшего). При этом данное правило применяется, только если указанные деяния совершены индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации при ведении бизнеса.

    Не успели представители бизнеса облегченно вздохнуть, как появилась новость о том, что Российское правительство одобрило поправки в Уголовный кодекс о введении уголовной ответственности за картельный сговор и об освобождении от нее в случае сделки со следствием. Новые законодательные поправки грозят осложнить жизнь отечественному бизнесу. Сообщается, что законопроект в ближайшее время будет направлен в Госдуму. Новые правила могут заработать уже с 2014 года. По мнению экспертов, ужесточение наказание за картельный сговор позволит повысить эффективность расследований по делам такого рода, хотя в настоящее время в России серьёзной практики подобных расследований нет. Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев подчеркнул, что в мире подобные нарушения рассматриваются как серьезные, тогда как в РФ сговор считается менее опасным, чем мошенничество.

    Действующий вариант закона подразумевает уголовное наказание за устранение конкурентной среды картелем или многократное злоупотребление доминирующей позицией на рынке. Теперь предлагается наказывать за сам факт картельного сговора вне зависимости от того, были или нет негативные последствия у соглашения, и есть ли конкретные пострадавшие. Между тем до сих пор последнее рассматривалось как административное правонарушение, так как подобная договоренность между участниками рынка являясь неофициальной, может не исполняться сторонами и не наносить вреда. Более того, стремясь увеличить свою долю на рынке, стороны нередко сознательно нарушают условия договоренностей.

    Против законодательной инициативы Федеральной антимонопольной службы уже выступили представители крупных предпринимательских объединений. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил о том, что подобная юридическая норма существенно увеличивает коррупционные риски и может привести к искусственной криминализации честной предпринимательской деятельности.

    Рассказывает Уполномоченный по правам предпринимателей в РБ Рафаиль Гибадуллин: «Это достаточно серьезная проблема для России в целом и для нашей республики, в частности. Картельные и трастовые сговоры — труднодоказуемые нарушения антимонопольного законодательства. В большей степени это относится к крупным организациям, объединившимся и диктующим рынку условия для получения сверхприбыли. И нарушения нужно доказывать, должны быть явно проглядывающиеся последствия, надо учитывать долю участников. В целом, это превентивные меры государства, которые борются с очень серьезным преступлением в экономике. Конечно, нельзя, чтобы эти требования спускались до уровня малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства. Любое обсуждение проблем малого и среднего бизнеса может быть объявлено картельным сговором. С другой стороны, ограничение давления крупных сетевых компаний благотворно повлияло бы на их развитие. Это касается сферы деятельности рынков, сбыта нефтепродуктов, или проведения торгов по государственному и муниципальному заказу. Например, усложняя требования к уровню рынков (особенно касается сельских), государство само устраняет конкуренцию, отрезая пути мелким сельхозпроизводителям. В сфере гос- и муниципальных заказов для тех, кто победил не по воле организаторов, устраиваются проблемы, придумываются различные причины для устранения нежелательных участников и обеспечения победы своим. Так, в сфере торгов по выделению автотранспортных маршрутов ситуация такова — иногда побеждают предприятия, не имеющие ни автотранспорта, ни базы, заключающие затем договор с проигравшими. Тут уже возникает вопрос качества и безопасности. В этих случаях антимонопольное ведомство верно ставит вопрос о повышении ответственности сговорившихся. Причем, материалы готовит Управление Федеральной антимонопольной службы, как, например, по налоговым нарушениям готовит налоговая служба, а Уполномоченный в любых ситуациях будет стоять на защите законных интересов предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес».

    http://proural.info/economy/7144/








Возврат к списку