Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Уполномоченный по защите прав предпринимателей
в Республике Башкортостан

официальный сайт

Первое лицо

Гибадуллин Рафаиль Вагитович Гибадуллин Рафаиль Вагитович

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан

"Где тонко, там и рвется"

  • 20 марта 2012

    СМИ о нас

    Для эффективного функционирования бизнеса необходимо задействовать все ресурсы нашей республики

    Мы представляем сегодня нового кандидата на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Знакомьтесь – Рафаиль Вагитович Гибадуллин, генеральный директор Инвестиционной компании «Стройинвест», член комитета Госсобрания-Курултая РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству, член Союза нефтегазопромышленников РФ, член четырех правительственных комиссий по развитию торгово-экономических связей со странами Европы и Азии, профессор, доктор социологических наук. Рафаиль Вагитович поделился с нашей редакцией своим видением целей и задач предстоящей деятельности уполномоченного.

    Главное, не только стать защитником прав и интересов предпринимателей, но и найти ту «золотую середину», которая позволит уравновесить интересы государства и бизнеса. У государства есть ресурсы и насущная потребность распределения этих ресурсов таким образом, чтобы обеспечивать свои социальные обязательства. А у бизнеса есть механизм, который позволит сделать это обеспечение эффективным.

    Проиллюстрируем данный тезис на примере молочного производства. Все мы прекрасно знаем, что в конечной цене этого продукта присутствует львиная доля перекупщиков. Производители и переработчики молока получают за свои труды самый минимум, который, в лучшем случае, позволяет лишь поддерживать само производство. А вот на развитие, на инновации, на технологическое перевооружение производственного процесса средств уже не хватает. Повышать отпускную цену бессмысленно – покупательские возможности населения не безграничны.

    Да и после вступления России в ВТО наша продукция станет просто неконкурентоспособной – мы сразу проиграем импортным аналогам в соотношении «цена-качество». И что получим в результате? Потеряем целую отрасль, потеряем тысячи рабочих мест, государство лишится налогов и попадет в товарную зависимость от импортеров. Где же выход?

    А выход очевиден: нужна иная производственная цепочка. Инициатива здесь должна исходить от государства – ведь именно оно теряет, в случае негативного варианта развития событий, больше всех. Что, собственно говоря, уже и произошло в некоторых регионах России. У нас в республике, слава богу, ситуация пока не похожа на критическую, но ведь мы, говоря о будущем развитии, должны иметь в виду не предстоящее полугодие, а уметь предугадывать ситуацию на пять-семь-десять лет вперед. Нужно действовать так, как действовали в Беларуси десять лет назад, где были созданы агрохолдинги, объединившие всю цепочку – производителей, переработку и сбыт – и позволившие справедливо распределить доходы. Они сумели, таким образом, соединить интересы государства и бизнеса и теперь, полностью обеспечив своих граждан дешевой и очень качественной молочной продукцией, вышли на мировой рынок. И не просто вышли, а диктуют там свои правила! И нам, в том числе.

    Сегодня маленькая Беларусь занимает третье место по экспорту сливочного масла в мире, обгоняя и США, и Австралию. Пятое место - по экспорту цельномолочной продукции. Объем экспорта сельхозпродукции достиг почти 4-х млрд. евро и к2015 г. планирует этот объем почти удвоить. Сейчас в каждой области Беларуси реконструируется не менее 100 животноводческих ферм. Строится 20 - 30 агрогородков. Братская Беларусь готова создать на территории нашей республики мощное агропромышленное объединение – своеобразную Башкирскую мясо-молочную компанию. Тем более что нашу республику связывают и тесные связи в области сельскохозяйственного машиностроения, очень похожи наши система управления и организации сельхозпроизводства. Именно поэтому я выражаю признательность за понимание и тесное сотрудничество с руководством Постоянного комитета Союзного государства, Минсельхоза Республики Беларусь.

    Другой пример эффективного частно-государственного партнерства всем известен – Китай. Государство заявляет о своих приоритетах – в автомобилестроении, в машиностроении, в легкой промышленности, в строительной отрасли, либо в области высоких технологий. Бизнесу и инвесторам нужно лишь определиться, куда вкладывать средства и иные материальные ресурсы. Почему в эту страну инвестиции идут рекой? Потому, что, заявляя о своих интересах в развитии той или иной отрасли, государство одновременно дает бизнесу гарантии надежной защиты его инвестиций. Удовлетворив внутренний спрос на тот или иной товар, китайцы тут же выходят на внешние рынки и конкурировать там с ними по цене не может почти никто. А качество китайских товаров давно уже соответствует лучшим мировым аналогам. Именно в этом и состоит патерналистская политика Китая.

    И опять же – ВТО. Что мы сможем противопоставить Китаю завтра-послезавтра? Увы, ничего. Если, конечно, и дальше будем сидеть, сложа руки и ничего не предпринимать в этом направлении. Где слабо, там всегда и рвется.

    Помните историю с попыткой организации в республике производства трактора «Толпар»? Были созданы действующие прототипы, отлично зарекомендовавшие себя в деле. Были намечены производственные площадки, даже маркетинговые исследования проводились, показавшие, что спрос на новый недорогой трактор, ни в чем не уступающий лучшим мировым аналогам, будет большим и стабильным. Почему же этот проект похоронили? Да потому, что инвесторы не получили от республики внятных гарантий в защиту своих вложений. Сколько новых рабочих мест мы могли бы сейчас иметь? Сколько денег республика потеряла? И, самое главное, как мы теперь выглядим в глазах потенциальных инвесторов в данной отрасли?

    До тех пор, пока понятия «инновации» и «инвестиции» будут у нас разорваны, до тех пор, пока мы будем вариться в своем собственном соку, мы ничего не достигнем.

    Так что нам нужно делать сегодня, чтобы вырваться из этого порочного круга? Как сделать так, чтобы уполномоченный по правам предпринимателей стал эффективным посредником между государственными интересами и бизнесом?

    Первое. Нам необходимо оценить наши ресурсы – что, где, как, сколько и при каких условиях мы могли бы производить. Иначе говоря, нам необходимо оценить потенциалы производства и потребления. Почему бы не организовать в республике деятельность сервисных служб и производство комплектующих для существующей импортной техники? Это позволит сдвинуться с мертвой точки и муниципалитетам, поможет найти им пути развития, позволит организовать новые рабочие места. Все ценное, значимое, привлекательное с точки зрения вложения средств, должно быть систематизировано, должным образом оформлено и предложено инвесторам. Нужно исходить из реальных наших возможностей и потребностей рынка. Например, на рынке есть колоссальный спрос на лен и любую товарную составляющую этой сельхозкультуры. Производство льна, а это естественный заменитель хлопка, позволит создать с нуля и сопутствующие высокотехнологичные перерабатывающие производства, вплоть до выпуска готовой продукции. Здесь и производство льноволокна и целлюлозы, и загрузка стратегическим сырьем завода «Авангард» в Стерлитамаке. Все это позволит получить стабильные заказы от Минздрава, Минобороны, Минтранса. Только у меня, как у профильного депутата, на рабочем столе лежит несколько проектов развития этой отрасли в Башкирии. Государству нужно лишь определиться с территориями и госгарантиями для инвесторов, внутренних и внешних. Если заняться льном вплотную, то через три-четыре года он станет такой же визитной карточкой республики, нашим новым брендом, как и мед.

    Аналогичные проекты есть и по привлечению инвесторов в республику для строительной отрасли, для машиностроительного кластера, для производства сахара.

    Задачей уполномоченного в данном случае будет являться защита и отстаивание интересов бизнеса перед государством. Кстати, уже на этом этапе можно будет практически полностью исключить коррупционную составляющую инвестиционных проектов, ведь деятельность уполномоченного будет полностью прозрачной и открытой для всех абсолютно участников процесса, в том числе и для СМИ.

    Второе. Я предлагаю создать банки инновационных и инвестиционных идей, которые сформировали бы единую инвестпроводящую систему в республике. Государство в лице уполномоченной структуры должно поддерживать данные проекты вплоть до реализации конечного продукта на рынке, т.е. от начала и до конца. А вот отслеживать «качество» этого контроля как раз и будет уполномоченный. Для чего? Вот как раз для того, чтобы конечная продукция была действительно востребованной рынком, а процесс ее создания исключал бы возможность использования нерыночных механизмов. Проще говоря, в процессе принятия того или иного решения не должны фигурировать взятки и откаты.

    Именно об этом, о создании такого механизма говорил в своих статьях избранный президент, председатель правительства РФ Владимир Путин. Именно об этом говорил перед депутатским корпусом республики президент Башкортостана Рустэм Хамитов.

    Третье. Государство просто обязано делегировать часть своих функций специально созданным консалтинговым компаниям, которые смогут гораздо эффективнее и менее затратно заниматься привлечением инвесторов для того или иного проекта, необходимого государству. Рынок сам определит, что именно нужно потребителю, а государству отойдут регулирующие функции. Другими словами, я предлагаю внедрить опыт в этой сфере соседней Беларуси и других, наиболее продвинутых, регионов РФ – изобретать велосипед ни к чему, раз есть примеры качественного функционирования этих рыночных механизмов у наших ближайших соседей и партнеров. И здесь деятельность уполномоченного будет краеугольным камнем во взаимоотношениях бизнеса и государства – именно он сможет стать своеобразным арбитром между двумя сторонами процесса.

    Скажем, острой проблемой республики является обеспечение экономической безопасности банков. На недавнем совещании банковского сообщества у президента республики было немало упреков и критики в адрес правоохранительных и других государственных структур, не ведущих по сути целенаправленной работы по искоренению причин, способствующих преступным посягательствам на бюджетные средства. А ведь в братском Казахстане, в Самарской области давно и успешно работает Банковский совет при президенте или губернаторе, позволяющий оперативно решать возникающие вопросы.

    Очень важно, и это особенно хочется отметить, что деятельность уполномоченного не должна сводиться только к отстаиванию интересов предпринимателей в судах различной инстанции, как это предлагается сегодня. Деятельность уполномоченного должна изначально предполагать развитие таких механизмов взаимодействия бизнеса (независимого от того, крупный это бизнес или же мелкий индивидуальный предприниматель, работающий в глубинке) и государства, которые изначально, концептуально устраняли бы возможность возникновения между ними конфликтных ситуаций.

    Именно в этом ключе я и строил бы свою деятельность на посту омбудсмена.

    Рафаиль Гибадуллин








Возврат к списку